среда, 14 сентября 2011 г.

червоточины


всё последнее время, когда только удаётся вырваться из города, я занята законопачиванием кротовых нор. кротовое семейство явно счастливо в браке - с каждым днём кучек земли всё больше (при том, что каждый зверь роет в среднем по 600 метров в день). на дармовых, разбухших от дождя червях землеройковые явно хорошенько откормились, так что их насыпи достигли внушительных размеров и превратили равнинную местность сада в гористо-холмистую. хожу оплакиваю выкопанную засохшую душицу, раздербаненые седумы, единственный метр газона из клевера изуродован аж четырьмя кротовыми норами. последний раз сидела на ступеньке, пила кофе, и прям под ногами земля начала вспухать. 
гуманных методов изгнания вредителей много - например можно подсторожить крота, а когда он высунется из своей землянки, поддеть зверя лопатой и депортировать в лес. соседи затопляют норы водой.
я пока решила оставить кротов у себя, как ни жалко мне мои растения, вижу, кротам  у меня хорошо, уютно, домовито. приезжаю, смотрю - новый кусочек газона им по душе, и в вересковом зимнем саду они побывали, и от редиски отгрызли. что уж там душой кривить, я польщена. уже и какую-то ответственность Создателя начинаешь ощущать, про себя ворчу: "ну приблудились, шарамыжники, возись теперь с ними".
сад в конце концов не только клумбы или заросли чертополоха - должна и лестница в нужном месте стоять, и чтобы ёжики с кротами жили, лягушки в дождь пели, улитки спали, чтобы кто-нб сачком ловил стрекоз, на чердаке шебуршал, в погребе из банок отъедал.
не пойми у кого кроты не живут - селятся только в хорошей земле с нажористыми червями, сами почву рыхлят, проветривают. а нужно свежей земли - вот она уже выкопанная, свежая, рассыпчатая, без сорняков.

к тому же есть тут и космический промысел - средневековый ботаник Клаус фон Альстрёмер считал, что через форму сада можно воздействовать на небесные тела. мой сад  - созвездие чёрных дыр, пространственно-мировых туннелей, ведущих неизвестно куда. и я чувствую через эти червоточины всю космичность места, эдакий нарнийский лес между мирами.
а про звёздные дыры у меня есть любимый эскимосский миф: 
"Звёзды, по верованиям эскимосов, живут на первом, ближайшем к земле небе: они одновременно и духи, и звёзды-светила. По одному из мифов это одноглазые люди, которые лежат ничком и смотрят на Землю сквозь дыры в небе".


дивную книжку "Inventaire des fruits et legumes" с иллюстрациями Virginie Aladjidi откопала на книжной ярмарке на ввц

разыскать бы ещё книжку фаулза про кротовые норы